Зеленый Мир Дети Балтики

Зеленый мир    Дети Балтики

Общественные экологические организации

а/я 68/7, г.Сосновый Бор 188537 Ленинградской обл.,Teл./факс:(81269)494 81; e-mail: greenwld@spb.org.ru
Ораниенбаумский пр. 37-2-43, Ломоносов - СПб 189510. Тел. (812)4223278, e-mail: olga@ons.ytc.spb.ru
 

ЧТО ТАКОЕ ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ?

 Глубинная экология - это системный взгляд на мировые проблемы, сочетающий мышление, чувство, духовность и действие. Она предполагает переход от индивидуализма, присущего западной культуре, к осознанию себя частью Земли.
   Это ведет к осознанию более глубокой связи с жизнью, где экология рассматривается не только как нечто "существующее где-то там", но и частью того, где мы играем определенную роль.

 

ДВА ПОДХОДА К ЭКОЛОГИИ.

·  Научная экология - заключает в себе изучение внутренних взаимосвязей между биологическими видами и средой их обитания.
   
При этом взаимосвязи оцениваются независимыми наблюдателями, стоящими в стороне от изучаемого объекта. В центр ставится измеряемая информация "оттуда", собранная экспертами, которые владеют этими "фактами и цифрами".

·  Глубинная экология - это ощущение себя частью Живой Земли и в определении своей роли в защите Планеты.
   В этом подходе взаимозависимость уже представляется в виде заинтересованного участника, который ощущает свою связь с окружающим миром, являясь его частью. Это существенно для каждого, а не только для экспертов, так как, каждое живое существо, движимое общими ценностями, опытом и чувствами, стремится внести свой вклад в окружающий нас мир.

 

ЧЕТЫРЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИННОЙ ЭКОЛОГИИ.

1. ИДЕИ.
   Центральная идея Глубинной Экологии заключается в том, что мы являемся частью Земли, больше чем частью - мы неотделимы от нее.
   Эта идея контрастирует с доминирующим индивидуализмом нашей культуры, где ощущение себя непричастным к нашему миру не дает повода беспокоиться о том, что происходит в нем.
   В этом веке две ключевые идеи появились вне научного мышления, которые, поддерживают взгляд на то, что мы являемся частью Земли. Первая идея происходит из ТЕОРИИ СИСТЕМ, а вторая идея носит название ГИПОТЕЗА ГЕИ.
   ТЕОРИЯ СИСТЕМ видит наш мир на языке "систем", где каждая система есть "целое", и это целое есть больше чем сумма его отдельных частей. В то же время это целое само является "частью" большей системы. Живые системы имеют свойство поддерживать свой "баланс", а также и адаптироваться и развиваться во времени.
   Например, клетка есть больше чем просто кучка молекул и сама по себе является частью большей системы, например, какого-либо органа. Орган, в свою очередь, на одном уровне, нечто целое, но на другом - часть системы на уровне индивидуума. Семья и община могут рассматриваться как "система", где "частями" будут уже люди.
   ГИПОТЕЗА ГЕИ развивает эту идею дальше и применяет ее ко всей планете. Согласно этой гипотезе вся жизнь на Земле рассматривается как нечто целое, что есть больше чем сумма его частей. Это целое, в образе огромной супержизненной формы, мы и называем ГЕЯ (в честь древней греческой богини Земли). Ученые обнаружили, что Земля "поддерживает баланс" температуры и уровня кислорода в атмосфере, также как наши тела поддерживают температуру и уровень кислорода в наших артериях.
   ГИПОТЕЗА ГЕИ утверждает, что Земля Живая, и, что мы являемся частью ее. Это то, что многие местные племена знали веками.

"Мы - часть Земли, а она - часть нас."

Вождь Сиэтла, Северная Америка, 1854.

2. ЧУВСТВА.
   Столкновение с масштабным социальным и экологическим кризисом в нашем мире может заставить почувствовать себя сломленным подавленным и бессильным. До сих пор в большинстве традиционной политики и нашем обществе часто находится мало места для таких чувств. Здесь чаще преобладает реакция отрицания или отвлечения самих себя от любых некомфортных чувств, имеющих отношение к состоянию мира, чтобы продолжать вести дела как обычно.
   Если же мы ощущаем себя частью нашего мира, то становится возможным увидеть, что такие некомфортные (неприятные) чувства могут выполнять ценную функцию. Также как нам было бы больно, держи мы палец над огнем, так и "боль за мир" заставляет тревожиться о том ущербе, который ему наносится и побуждать нас действовать. Разрешив себе ощущать мир как частицу самого себя, мы открываем для себя источник энергии, бодрости, и силы, которые теперь черпаются из взаимосвязи с нечто большим, чем наши "узкие" личности.

 

3. ДУХОВНОСТЬ
   Духовность определяется нашим внутренним чувством связи с чем-то большим чем мы сами, с нашим отношением к тому, что мы считаем священным. Это может придать нам ощущение смысла жизни и определить цель. Приподнять нас над материальным успехом и дать почувствовать тот важный источник, из которого мы можем пополнить силы в трудные минуты нашей жизни.
   Если мы, осознав себя частью "Дерева Жизни", взаимосвязь живых существ через большое целое, обратимся к Гее, то, с точки зрения Глубинной Экологии, духовность может усилить нашу связь с этим большим целым. Мы можем взглянуть на жизнь, саму по себе, как на нечто священное и увидим возможность большего жизненного воздействия через нас самих на деятельность по "выздоровлению" Земли. Эта "жизнеутверждающая духовность" может стать источником вдохновения при решении проблем нашего мира.

 

4. ДЕЙСТВИЕ.
   Когда мы объединяем наши веры, идеи и ценности, строя свое поведение, мы вдыхаем в них жизнь и даем им силу влияния на наш мир. Если мы не ощущаем себя частью мира, то легче всего ничего не делать, объяснив это действиями неуместными в данный момент. Но следует помнить, что с точки зрения Глубинной Экологии, мы - это часть окружающего нас мира и каждый выбор, который мы сделаем, будет иметь свой отклик за нашими пределами. То, что может казаться крохотным и незначительным, всегда может дополнить что-то большее по содержанию, поэтому каждый наш миг мы действуем во имя жизни, мы вносим свой вклад, продвигаясь к жизнеутверждающей культуре.

 

ПОЧЕМУ ГЛУБИННАЯ?

   Термин "Глубинная Экология" был впервые введен норвежским философом и общественным деятелем Арне Нессом в начале 70-х годов, когда усилилась необходимость подняться выше поверхностных решений социальных и экологических проблем, с которыми мы сталкивались лицом к лицу. Он предположил, что мы задаем "более глубокие" вопросы в поисках "почему и как" соответствующим образу нашей жизни, видя как "это" совпадает с нашими более глубокими верами, нуждами и ценностями. Если мы будем задавать себе вопросы типа "Как жить так, чтобы приносить пользу себе и другим, живущим на нашей планете?", то это может подвести нас к решению глубоко изменить наш образ жизни.
   "Глубинная Экология" может также рассматриваться как часть более широкого процесса познания базовых основ нашего общества, что приведет к новому взгляду на науку, политику, здравоохранение, образование, веру и многие другие сферы жизни.
   Поскольку такое изменение взгляда охватывает очень широкий круг вещей и понятий, оно может быть названо новым "взглядом на мир". Такой взгляд позволит усилить взаимодействие между различными жизненными сферами. Он позволяет объединить личное и общественное изменение, науку и веру, экономику и экологию. Глубинная Экология применяет этот новый взгляд на мир, на наше отношение с Землей. Это приводит к тому, что глубоко сидящее в нашем сознании мироощущение, постепенно меняется от простого созерцания самих себя как "индивидуумов к осознанию себя частью Земли. Это может обогатить наши чувства принадлежности к жизни и побудить нас действовать во имя жизни.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГЛУБИННОЙ ЭКОЛОГИИ?

   На занятиях по Глубинной Экологии объединяются люди, стремящиеся оздоровить наши отношения с Землей. Эти занятия обеспечивают возможность изучить наши эмоциональные поиски решения мировых проблем и предлагают "отчаявшимся уполномоченным" методы, благодаря которым можно использовать энергию этих эмоциональных поисков в работе по оздоровлению Земли. Эти занятия знакомят с сущностью Глубинной Экологии, идет работа с идеями, чувствами, верой, духом и персональным планом действия. Мы также иногда танцуем, поем, хлопаем, медитируем, используем коммуникативные упражнения, предлагаем опыты связи с природой и недогматичное изучение ритуальной роли.
   Большое значение для этих занятий оказала работа Джоаны Мэйси, Джона Сида и других. Они пытаются углубить чувство нашей причастности к жизни на Земле и повысить наши возможности видеть мировые проблемы.

 

Для получения более полной информации о занятиях по Глубинной Экологии обращайтесь:

1.                    The Institute for Deep Ecology Education (UK) c/o 36 Broomfield Lane, Palmers Green, London N134HH

2.                    Institute for Deep Ecology, P.O. Box 1050, Occidental. CA 95465, USA. e-mail: ide@igc.org